По общему правилу, установленному статьёй 82 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов.
Вместе с тем, на практике распространены случаи, когда к осуществлению такого контроля привлекаются органы внутренних дел в лице сотрудников полиции, что часто оказывается неприятным «сюрпризом» для налогоплательщика.
Между тем, возможность участия сотрудников полиции при проведении выездной налоговой проверки прямо предусмотрена статьёй 36 НК РФ и статьёй 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». При этом полицейские наделены правом получать сведения, составляющие налоговую тайну.
Полномочия сотрудников органов внутренних дел на участие в мероприятиях налогового контроля ограничены лишь выездными налоговыми проверками. Участвовать в камеральных проверках сотрудники полиции не вправе.
Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных проверок регулируется Инструкцией, утвержденной совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 (далее - Инструкция).
Из указанного документа следует, что привлечь сотрудников полиции к участию в выездной проверке налоговики могут как с начала налоговой проверки, так и после назначения таковой. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика, в частности Постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2010 г. N КА-А40/2634-10.
Однако во всех случаях привлечение полицейских к проведению налоговой проверки должно быть основано на мотивированном запросе налогового органа, а представители ОВД должны быть включены ИФНС в состав проверяющих и указаны в решении о проведении проверки.
В противном случае, правомерность участия сотрудников полиции в налоговой проверке, может быть оспорена в суде.
Основания для проведения совместной проверки перечислены в пункте 8 упомянутой Инструкции. К их числу относятся:
-
наличие у налоговиков необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
-
назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые налоговикам направили органы внутренних дел;
-
необходимость участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
-
необходимость в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.
При этом представители ФНС выделили три случая, когда использовать полномочия полицейских налоговым инспекторам следует в обязательном порядке (Письмо ФНС России от 24 августа 2012 г. N АС-4-2/14007).
Во-первых, привлекать сотрудников ОВД налоговики обязаны при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении или предъявлении к возмещению НДС либо акциза, а также о необоснованном зачете или возврате иного налога.
Во-вторых, сопровождать инспекторов при проведении проверки полицейские должны при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения налоговых преступлений.
Особо ФНС обращает внимание на необходимость привлечения к проверке полицейский в случаях, когда налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.).
Участие полиции в проверке с большой долей вероятности повлечет обнаружение в ходе проведения предпроверочного анализа или при самой проверке в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок».
Ну и, наконец, третий случай, когда налоговикам предписано организовывать совместные проверки с сотрудниками ОВД, - выявление признаков неправомерных действий при банкротстве, а также преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.
Главной особенностью совместных ревизий налоговиков и правоохранителей является то, что при их проведении последние в рамках своей компетенции вправе пользоваться всеми средствами и методами контроля, которые предоставлены им Законом N 3-ФЗ, а также Законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. п. 5, 13 Инструкции).
В частности, на основании предварительной судебной санкции сотрудники полиции могут проверять почту (в том числе и электронную) и прослушивать телефонные переговоры.
Таким образом, привлечение сотрудников полиции к проведению налоговой проверки существенно расширяет возможности и набор методов контроля за уплатой налогов.
В целом же совместная выездная проверка проводится и оформляется в том же порядке, что и обычная.
Отличием в оформлении результатов проверки является лишь то, что акт по итогам таковой составляется в трех экземплярах и подписывается участвовавшим в проверке сотрудником органов внутренних дел.
Таким образом, участие в проведении налоговой проверки сотрудников ОВД, само по себе не свидетельствует о возбуждении уголовного дела, либо о том, что такое дело будет возбуждено. Данное обстоятельство также не приводит к необходимости совершения каких-либо специальных действий со стороны налогоплательщика, за исключением тех, которые он вправе или обязан совершить в ходе налоговой проверки (статьи 21, 23 НК РФ).
Как показывает практика, несмотря на больший, по сравнению с обычными проверками, объем материалов совместных проверок, их результаты также могут быть успешно обжалованы в судебном порядке.