Налоговая начислила организации штраф. Что может помочь его снизить?

18.05.2015

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность снижения штрафов, начисленных контролерами налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

В соответствии с п. 3 ст. 114 Кодекса размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.

Таким образом, законом установлен минимальный предел снижения размера штрафа – в 2 раза. При этом налоговый орган или суд может в каждом конкретном случае подойти к вопросу о степени снижения суммы санкций индивидуально.

Максимально допустимый размер снижения штрафа законом не ограничен. В правоприменительной практике имеются случаи, когда размер санкций был снижен до 0 руб. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2014 N Ф05-5673/2014 по делу N А40-128346/13 судьи учли характер деятельности налогоплательщика (ОАО «Авиакомпания «Сибирь»), участие общества в реализации социальных программ и оказание благотворительной помощи, а также отсутствие негативных последствий для бюджета, поскольку суммы налога и пени заявителем были уплачены. Все это явилось основанием для снижения размера санкций, начисленных инспекцией в размере 777 694,60 руб., до 0 руб.

Необходимо отметить, что 08.05.2015 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект № 788729-6, который предполагает ограничение степени снижения начисленных налоговым органом штрафов. Если законопроект будет принят, то снизить размер штрафа инспекция или суд смогут не более чем в два раза. На момент написания статьи законопроект не рассмотрен.

Снизить размер штрафа вправе как налоговый орган, так и суд. Поэтому если компании размер санкций уже был уменьшен инспекцией при вынесении решения, организация все равно вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о применении смягчающих обстоятельств. Если суд усмотрит такие обстоятельства, неучтенные налоговым органом, либо если суд сочтет, что размер санкций снижен недостаточно, то это будет учтено при вынесении судебного акта.

Открытый перечень возможных смягчающих обстоятельств приводится в п. 1 ст. 112 НК РФ. Это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган или суд могут признать и иные обстоятельства в качестве смягчающих и уменьшить размер санкций. Какие же именно обстоятельства признаются судами в качестве смягчающих?



Чаще всего в качестве такого обстоятельства налогоплательщики ссылаются на тяжелое финансовое положение. В этом случае в материалы дела необходимо представить документы, подтверждающие наличие у организации материальных проблем – бухгалтерскую и налоговую отчетность, анализ финансового состояния, копии кредитных договоров, документы, подтверждающие причины финансовых трудностей – например, проведение реконструкции производства, приобретение дорогостоящих объектов основных средств и т.п. Как правило, суды при наличии таких обстоятельств идут навстречу компаниям и уменьшают суммы санкций (постановления ФАС Поволжского округа от 05.06.2014 по делу N А55-21796/2013, от 29.04.2014 по делу N А57-16413/2013 и др.).

Еще одно обстоятельство, которое поможет снизить размер штрафа, - это отсутствие негативных последствий для бюджета. Например, ФАС Поволжского округа, снижая размер штрафа за непредставление документов на налоговую проверку, указал, что это не явилось препятствием для проведения проверки достоверности налоговых деклараций, а значит, ущерба интересам государства не причинено (постановление от 07.11.2013 по делу N А55-33445/2012).

Уплата налогоплательщиком доначисленных сумм налогов с пенями в бюджет также рассматривается судами как смягчающее ответственность обстоятельство. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 01.04.2014 по делу N А12-10899/2013 указал, что потери бюджета от несвоевременного перечисления обществом НДФЛ компенсированы путем начисления пени за каждый день нарушения срока исполнения налогового обязательства.

Об отсутствии серьезного ущерба бюджету свидетельствует также и непродолжительность просрочки перечисления налога в бюджет (напр., постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 по делу N А65-5613/2013).

Кроме того, в качестве смягчающих налогоплательщик вправе сослаться на следующие обстоятельства:



  • Несоизмеримость штрафа совершенному нарушению. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П разъяснено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания;
  • Совершение правонарушения впервые (постановления ФАС Поволжского округа от 19.12.2013 по делу N А55-4511/2013, от 15.05.2013 по делу N А12-13770/2012);
  • Отсутствие умысла на совершение вменяемого правонарушения (постановления ФАС Поволжского округа от 03.12.2013 по делу N А06-3460/2012, от 29.11.2012 по делу N А72-1712/2012);
  • Самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации. ФАС Московского округа в Постановлении от 14.03.2014 N Ф05-1615/2014 по делу N А41-31623/13 указал, что непринятие во внимание этого обстоятельства может способствовать уклонению налогоплательщиков от исполнения обязанности по представлению уточненной декларации в случае обнаружения факта ошибочной неуплаты налога в бюджет, в надежде, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены;
  • Добросовестность налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2012 по делу N А72-1712/2012);
  • Отсутствие у него задолженности по текущим налоговым платежам (постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу N А55-12545/2011).