Досудебное урегулирование налоговых споров. Итоги полутора лет.

15.06.2015
Институт досудебного обжалования решений налоговых органов известен российскому законодательству достаточно давно и особой востребованностью, равно как и эффективностью, не отличался. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган фактически не имела никаких преимуществ, по сравнению с обращением с жалобой непосредственно в суд.

В этой связи, налогоплательщики предпочитали игнорировать возможность урегулирования спора в административном порядке и сразу обращались в суд, в случае несогласия с вынесенными в отношении них решениями.

Однако, с введением в Налоговый кодекс РФ соответствующих поправок, процедура досудебного порядка урегулирования спора стала обязательна. Сначала, подача апелляционной жалобы в Управление ФНС по субъекту РФ стала обязательной в отношении только решений, принимаемых налоговыми органами по результатам проверок. А с 01.01.2014г. данная процедура обязательна для обжалования абсолютно всех действий (бездействия) и решений инспекций.

Одновременно с появлением обязательного досудебного урегулирования спора появился и ряд преимуществ этой процедуры.



В частности, несомненным плюсом подачи апелляционной жалобы в УФНС является автоматическая отсрочка исполнения решения о привлечении к ответственности на время рассмотрения жалобы. Учитывая, что жалоба не облагается государственной пошлиной и должна быть рассмотрена в сжатые сроки, ее удовлетворение вышестоящим налоговым органом ведет к сокращению материальных и временных издержек при решении налогового спора.

В случае же оставления жалобы без удовлетворения, налогоплательщик получает необходимый запас времени для более тщательной подготовки к предстоящим судебным разбирательствам, проработки аргументации и сбора доказательств.

К сожалению, в большинстве случаев, все, что получает налогоплательщик в результате досудебного обжалования, это именно время.

Как свидетельствует статистика, большинство налоговых споров в пользу налогоплательщика, по-прежнему, разрешается в суде.

Из Доклада об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 году (опубликован на странице сети Интернет https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/kontrol/doclad_kont2014.pdf),следует, что за 2014 год в пользу налогоплательщика в досудебном порядке рассмотрено лишь 34,9 % жалоб.

Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, в 2014 году, составило 1 447. Из них, по решению суда признано недействительными результаты 1 046 проверок.

Таким образом, абсолютное большинство решений налоговых органов признается недействительным только в судебном порядке.

Из изложенного вытекает, что основной проблемой процедуры досудебного обжалования действий и решений налоговых органов остается ее эффективность, на которую зачастую влияют ведомственные интересы, не позволяющие налоговым органам уклониться от разъяснений Минфина России или ФНС России по тем или иным спорным вопросам налогообложения.

Различное толкование норм налогового законодательства судом и налоговым органом (на основании разъяснений Минфина России или ФНС России) ведет к тому, что из-за ведомственной позиции досудебное обжалование акта налогового органа часто превращается в формальную процедуру. Наличие такой проблемы признается и ФНС России в упомянутом выше Докладе (стр. 40).

В таком случае, прошедшее с введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров время не позволяет сделать вывод о том, что данная процедура стала реальным и эффективным методом защиты прав и законных интересов для большей части налогоплательщиков.