Что меняется в государственной регистрации юридических лиц с 2016 года?

21.01.2016

С 2016 года введен в действие ряд изменений в области государственной регистрации юридических лиц, имеющих целью как упрощение процедуры регистрации, так и усиление контроля государства за деятельностью корпоративных образований.

С 29 декабря 2015 года сократился срок государственной регистрации налоговыми органами юридических лиц и ИП с пяти рабочих дней до трех.

Документы о государственной регистрации в налоговый орган теперь по поручению учредителей может подать и нотариус. Он же получит готовые документы о регистрации в электронном виде.

У юридических лиц появилась возможность не разрабатывать свой собственный устав, а воспользоваться типовым, размещенным на интернет-сайте ФНС.  Правда, пока конкретные  правила принятия и реализации такого решения утверждены лишь в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Решение о том, что общество будет действовать на основании типового устава, должно быть принято единогласно общим собранием участников общества, а соответствующие сведения вносятся в ЕГРЮЛ.   В таком же порядке общество может принять решение об отказе от типового устава и об утверждении своего собственного (Федеральный закон от 29.06.2015 № 209-ФЗ).

Введение типовых уставов, безусловно, облегчит процесс регистрации юридических лиц – учредителям будет проще собрать необходимый для этого пакет документов, а регистрирующему органу не нужно будет проверять положения индивидуального устава на предмет соответствия их закону. Однако в настоящее время такие типовые уставы пока не утверждены, как и не назначен государственный орган, ответственный за их разработку (вероятнее всего, это будет сама ФНС либо Минэкономразвития).

Сведения о филиалах и представительствах юридического лица больше не нужно отражать в уставе. Они будут содержаться только в ЕГРЮЛ. Соответственно, при открытии или закрытии таких обособленных подразделений не нужно будет вносить изменения в устав.

С начала года усложняется процедура смены адреса юридического лица, если это приводит к изменению его места нахождения, т.е. населенного пункта или муниципального образования. Теперь такая процедура осуществляется в два этапа. Первоначально участники общества принимают решение об изменении адреса. В течение трех дней о принятии данного решения необходимо уведомить налоговый орган. Одновременно в инспекцию нужно будет представить документ, подтверждающий, что само общество, его директор либо учредитель, владеющий не менее чем 50% голосов, имеет права на объект недвижимости, расположенный по новому адресу. Сведения о принятии организацией решения о «переезде» вносятся в ЕГРЮЛ. И только через 20 дней после этого юрлицо вправе обратиться за государственной регистрацией изменений, представив соответствующее заявление (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Необходимо отметить, что соблюдения вышеописанной процедуры не потребуется, если общество будет располагаться по месту жительства директора либо учредителя, владеющего не менее чем 50% голосов.

С нового года налоговые органы получили возможность проведения проверок достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Такая проверка может осуществляться как при осуществлении регистрации юрлица, так и в любое время по инициативе самого регистрирующего органа, если у него возникли обоснованные сомнения в достоверности каких-либо сведений об организации.

При проведении таких проверок инспекции вправе получать объяснения от любых лиц, обладающих интересующими налоговый орган сведениями, запрашивать справки, проводить осмотр объекта недвижимости, привлекать специалиста или эксперта.

В случае проведения такой проверки государственная регистрация теперь может быть приостановлена на срок до одного месяца. Если налоговым органом будет установлена недостоверность каких-либо сведений, представленных организацией, в государственной регистрации будет отказано.

Если же недостоверными будут признаны сведения, уже включенные в ЕГРЮЛ, запись об этом будет внесена в реестр. Однако до этого инспекция обязана запросить соответствующие пояснения и подтверждающие документы у самой организации, ее директора и учредителей, и только в случае непредоставления в течение 30 дней убедительной информации запись о недостоверности вносится в реестр.

Появились также и новые основания для отказа в государственной регистрации. Так, отказ последует, если учредитель или директор создаваемого юрлица (либо новый учредитель или руководитель действующей организации) уже был учредителем с долей в уставном капитале 50% и более или руководителем другой организации, которая была исключена из реестра как недействующая и при этом имела задолженность по налогам  перед бюджетом. Другое основание для отказа – если указанные выше лица  являются руководителями или учредителями организации, в отношении которой в реестр внесена запись о недостоверности сведений о ней.

Указанные ограничения будут действовать в течение трех лет с момента исключения юрлица из реестра с налоговыми долгами  либо с момента внесения в реестр записи о недостоверности сведений о юрлице.